четверг, 25 октября 2012 г.

Слово Президента РСВЯ Сергея Алексеева

Ниже привожу вступительное слово Президента РСВЯ Алексеева Сергея Павловича на расширенном заседании Правления РСВЯ, состоявшееся 5 октября в Минске. Текст был любезно предоставлен дирекцией РСВЯ.
На заседании рассматривались вопросы углубления сотрудничества между странами СНГ в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.


Интеграция в политической, экономической, социальной сферах является основополагающим принципом современных международных отношений.
Интеграционные процессы в рамках Содружества поступательно развиваются и постепенно выходят на более высокий уровень. Они обусловлены рядом исторических, географических, экономических и социально-культурных предпосылок. Кроме того, данная тенденция активно поддерживается на государственном уровне. Тому есть ряд результативных примеров:
- создание Союзного государства России и Беларуси с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством;
- Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества, который является формой торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России;
- действие организаций, главной задачей которых является укрепление стабильности и безопасности на территории стран-участниц; это такие организации, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Практика показывает, что одним из эффективных способов развития экономических отношений между странами, продвижения продукции, внедрения инноваций, реализации конкурентных преимуществ продукции национальных предприятий на внутреннем и внешнем рынке являются выставочно-ярмарочные мероприятия.
Опрос, проведенный американским институтом исследования выставочной активности, показал, что почти 80% руководителей принимают решения о сделках на торгово-промышленных выставках.
По некоторым показателям мы входим в десятку выставочных стран, но, скажем, по продажам выставочных площадей отстаем почти в 10 раз от США, Китая и Германии. По выручке от продаж наших услуг вся индустрия эквивалентна результатам выручки одной крупной западной кампании.
Но все же сегодня можно с надеждой сказать, что наша индустрия растет. В 2011 году членами РСВЯ проведено 1059 выставок на общей площади свыше 2 050 тыс. кв. м. Количество экспонентов составило 125640 из 119 стран мира. Выставки посетило 7.6 млн. человек. Прошедший год показал рост практически по всем направлениям. Продолжался ввод новых мощностей в Екатеринбурге, Новосибирске. Большое строительство ведется в Санкт-Петербурге, где ЗАО «ЭкспоФорум» планирует в 2014 году ввести в строй современный выставочно-конгрессный центр в районе аэропорта Пулково, планируется строительство новых центров в Нижнем Новгороде, Казани, Белгороде, Уфе. Доля регионов по продаже площадей нетто выросла с 39,6% до 44,8% в 2011 году. Самый значительный рост отмечался в ЮФО и ПФО, Падение ВП отмечается в УФО и СЗФО.
Анализ основных статистических показателей выставок организаторов-членов РСВЯ по сопоставимым данным за первое полугодие 2012 года показал рост числа участников на 3,3% при снижении ВП нетто на 8,6%.
Как обстоит наше сотрудничество со странами СНГ?
Из всего иностранного участия доля иностранных экспонентов стран СНГ в 2011 г. составила 17,1%. Наиболее активное участие проявили Беларусь (46,0% экспонентов стран СНГ), Украина (33,1%), Казахстан (7,5%), Молдова (4,2%).
По данным Российского союза выставок и ярмарок в 2011 году почти 2800 экспонентов из государств СНГ приняли участие в выставочных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации, в том числе из: Республики Беларусь - 1279, Республики Казахстан - 208, Республики Молдова - 118, Туркменистана – 20, Республики Узбекистан - 74, Украины -919.
Выставки, в работе которых принимали участие экспоненты из стран СНГ, относятся к различным тематикам, основные из которых: легкая промышленность, продукты питания, вина и напитки, и др.
В свою очередь российские члены РСВЯ организовывают российские экспозиции, российские национальные выставки и коллективное участие в выставках стран СНГ. В 2011 году ВВЦ, «Бизон» и ВЕТА стали организаторами таких мероприятий в Украине (Х Международный промышленный форум, «Технология защиты», «Оружие и безопасность») и Казахстане («Безопасность. Сигнализация. Охрана», «EXPO-RUSSIA 2011», «ЖКХ-Экспо»).
В целом, за последние несколько лет выставочная и конгрессная деятельность в странах СНГ совершила значительный скачок в своем развитии. Это видно по количеству и качеству проводимых мероприятий, большая часть из которых не уступает зарубежным выставкам, и эта тенденция имеет устойчивую динамику роста.
Выставочные рынки стран СНГ являются достаточно крупными и развитыми, в связи с чем могут представлять большой интерес для представителей выставочного бизнеса России.
К примеру, в Украине действуют 19 выставочных центров, ВП нетто которых составляет более 200 тыс. кв. м., они ежегодно продают около 1 300 тыс. кв. м. выставочных площадей, проводя более 1000 выставок в год.
В Беларуси выставочные центры ежегодно проводят около 50 выставок с ВП нетто 150 тыс. кв. м.
На современном этапе очевидна необходимость восстановления общего выставочного рынка на территории СНГ. Каким образом возможно использовать интеграционные процессы для развития ВЯД? Этот вопрос особенно важен сегодня, когда лидеры стран СНГ делают все, чтобы усилить интеграцию стран, и выставочно-ярмарочной отрасли не следует в этом отставать.
Одним из существующих механизмов развития сотрудничества в выставочно-ярмарочной сфере стран СНГ является Межгосударственный Совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности СНГ – постоянной действующий консультативно-координирующий орган, созданный в 1995 году для координации работы по реализации Стратегии межгосударственной выставочно-ярмарочной деятельности Содружества Независимых Государств. К сожалению, на сегодняшний день члены РСВЯ мало осведомлены его деятельности.
Сегодня нам необходимо еще раз обсудить, как сделать так, чтобы нашими совместными усилиями наша индустрия действительно играла важную роль в развитии национальной промышленности.
Наиболее важным вопросом сегодня является наполнение международного сотрудничества стран СНГ в выставочно-ярмарочной сфере практическим, конкретным содержанием.
В условиях ужесточившейся конкуренции в выставочном пространстве нам необходимо поднять наше международное сотрудничество на качественно новую ступень. Прежде всего, нам необходимо:
- изучить законодательство в области торгово-экономических отношений стран СНГ;
- разработать предложения по сопряжению законодательных актов;
- разработать механизм проведения национальных, торгово-промышленных выставок стран СНГ на территории Содружества, выработать принципы совместной работы выставочных организаторов стран СНГ по предоставлению наиболее благоприятного режима проведения выставочных мероприятий.

Комментариев нет: